Заболевания шейки матки

Эти заболевания — часто встречающаяся патология репродуктивной системы современной женщины. Нездоровье шейки матки может начаться в любом возрасте, при этом большинство заболеваний шейки матки на ранних этапах протекает практически бессимптомно. Необходимо подчеркнуть, что на сегодняшний день у женщин в нашей стране рак шейки матки стоит на втором месте после рака молочной железы.

Общие сведения

В норме у женщин репродуктивного возраста влагалищная часть шейки матки покрыта многослойным плоским эпителием, а стенки шеечного канала выстилает один слой клеток, называемых цилиндрическим эпителием. В период полового созревания влагалищная часть шейки матки также покрыта цилиндрическим эпителием. В 16 — 17 лет начинается замещение одного эпителия другим. Этот процесс протекает постепенно, он очень чувствителен к негативным воздействиям, которые могут вызвать доброкачественные изменения шейки матки.

Длительная доброкачественная патология шейки матки и отсутствие адекватной комплексной терапии могут привести к злокачественному перерождению эпителия шейки матки.

Причины заболеваний шейки матки

Выделяют следующие основные причины развития патологий шейки матки:

• гормональная недостаточность яичников;
  • механические травмы (роды, аборты);
  • инфекционные заболевания шейки матки и влагалища (особенно вирусной и хламидийной природы);
  • нарушение иммунного статуса;
  • генетические нарушения.

Классификация заболеваний шейки матки

Все неонкологические заболевания шейки матки делят на фоновые и на предраковые.

Фоновые заболевания шейки матки крайне редко вызывают онкологические перерождения, но требуют постоянного наблюдения. К ним относят:

• эрозии и псевдоэрозии шейки матки;
  • лейкоплакия и эритроплакия;
  • различные виды полипов;
  • плоские кондиломы.

Предраковые заболевания шейки матки, как видно из названия, очень часто со временем провоцируют развитие рака. Так, все степени дисплазии относят к предраковым заболеваниям. Эти патологии требуют обязательного контроля и квалифицированного лечения.

Воспалительные заболевания шейки матки выделяют в отдельную группу: они также влияют на репродуктивную систему женщины.

Диагностика заболеваний шейки матки

Для диагностики патологий используют комплекс исследований:

• кольпоскопию
  • цитологическое исследование (pap-smear test);
  • гистологическое исследование биоптата шейки матки и соскоба цервикального канала;
  • тесты для выявления инфекционного агента: бактериоскопию, бактериологическое исследование, методы ПЦР, ДНК-гибридизацию.

Лечение заболеваний шейки матки

Лечение подбирается индивидуально и включает:

• медикаментозную коррекцию;
  • хирургическое удаление патологического очага
  • радиоволновую хирургию.

Для лечения шейки матки применяется аппарат "Сургитрон" — новейший прибор радиоволновой хирургии.

Профилактика

Сохранить полноценное здоровье и жизнь помогают регулярные обследования у гинеколога. Отсутствие жалоб — не повод для отказа от профилактического осмотра и забора необходимых анализов. Систематическое наблюдение позволит врачу выявить заболевание на начальной стадии, назначить необходимое лечение и предотвратить злокачественный процесс.